Что такое СКЗИ в тахографе и как им пользоваться | Региональный Центр Тахографии
Выберите ваш город +7 (909) 642-03-40

Что такое СКЗИ в тахографе и как им пользоваться

В соответствии с российским законодательством юридические и физические лица, предоставляющие услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок, обязаны оборудовать транспортные средства автопарка бортовыми техническими устройствами, регистрирующими основные параметры движения машины – тахографами. Это необходимо для обеспечения удаленного контроля за соблюдением установленных законом режимных нормативов, следования маршрутной карте, а также наблюдения за другими показателями, имеющими непосредственную значимость для оценки движения ТС.

Помимо регламентации видов транспортных средств, подлежащих оснащению контролирующими приборами, закон содержит требования к самим устройствам – автобусы и грузовые автомобили, выполняющие коммерческие рейсы, должны быть оборудованы средствами контроля, которые обеспечивают защиту информации посредством использования отдельной энергонезависимой памяти – навигационного криптографического модуля.

 

 

 

 

Блок СКЗИ тахографа: что это?

Цифровой тахограф представляет собой специализированный электронный прибор, устанавливаемый на борту ТС для контроля за соблюдением водителем предусмотренного графика трудовой деятельности и отдыха. Российское законодательство допускает установление двух видов самописцев: контролирующие устройства европейского образца, разработанные в соответствии с требованиями ЕСТР, и приборы с дополнительным блоком СКЗИ.

Тип устанавливаемого устройства зависит от условий эксплуатации ТС: для международных и внутригосударственных перевозок предусмотрены различные стандарты. Так, если транспортное средство в ходе исполнения коммерческой деятельности пересекает государственную границу, регистратор должен быть адаптирован под европейские требования. В случае работы по маршрутам исключительно в пределах территории России, установить придется цифровой тахограф с блоком СКЗИ. Эксплуатировать прибор вне юрисдикции РФ запрещено: на автомобиле, оборудованном навигационным криптозащитным модулем, выезжать нельзя даже на территорию Белоруссии и Казахстана.

Почему в отношении устройств, записывающих данные криптографическим методом, действует строгий регламент? Причина заключается в подведомственности. Отношения, которые связаны с оборотом энергонезависимых модулей, шифрующих информацию определенным образом, относятся к ведению органов ФСБ и военной прокуратуры, а значит, алгоритм функционирования блока и информация, регистрируемая им, подпадают под определение сведений, защищаемых государством. Поэтому вывоз устройства за пределы страны может повлечь уголовную ответственность.

Что такое СКЗИ в тахографе? Это интегральная микросхема, заключенная в прямоугольный блокообразный корпус, монтируемый внутрь тахографа. Все манипуляции, связанные с извлечением, вскрытием или другими операциями над микросхемой, могут проводить только лица, лицензированные ФСБ.

 

 

В состав модуля Средства Криптографической Защиты Информации (СКЗИ) входят:

  • микропроцессор, подсоединяемый к ЦПУ устройства:

  • приемник ГЛОНАСС ;

  • акселерометр;

  • вторичный источник питания;

  • интегрированные часы;

  • энергонезависимая память.

 

К основным функциям блока относятся:

  • преобразование информации путем шифрования;

  • защиту и синхронизацию данных, зарегистрированных тахографом;

  • создание уникальной электронно-цифровой подписи.

 

Калибровка тахографа СКЗИ

В обязательном порядке поверка устройства проводится каждые три года. Это связано со сроком действия электронно-цифровой подписи – период ее использования строго регламентирован, поэтому сразу по истечении указанного промежутка времени, блок придется заменить.

Если автомобиль передается в пользование другому лицу на основании договора купли-продажи, считывающее устройство также подлежит демонтажу и утилизации. Аналогичное справедливо и в случае вступления в силу договора аренды.

Если ранее в автомобиле уже был установлен регистратор параметров движения, то возможность его дальнейшей эксплуатации зависит от наличия в корпусе разъемов, необходимых для подключения навигационного модуля. При отсутствии адаптированных портов, эксплуатацию прибора придется прекратить ввиду невозможности соответствия формальной процедуре.

Калибровку могут осуществлять исключительно сертифицированные компании. Самостоятельность или обращение к услугам нелицензированных фирм может привести к негативным последствиям в виде штрафных санкций и запрета эксплуатации ТС вплоть до устранения нарушений.

Несмотря на то, что поверка тахографа СКЗИ может быть проведена только специальными мастерскими, установка прибора своими силами прямо не запрещена. Однако прибегать к этому не рекомендуется: экономия минимальна, а центр калибровки может отказаться от работы с аппаратом, который монтировался другим лицом.

тахографи СКЗИ

Активация тахографов с блоками СКЗИ

Навигационный криптографический модуль – это память регистрирующего устройства, которая не поддается коррекции. Поэтому активировать блок можно только один раз.

Для ввода прибора в эксплуатацию необходимо иметь:

  • автоматизированное рабочее место;

  • идентификатор мастерской (карту);

  • непосредственное устройство и необходимые комплектующие (например, блок питания).

 

Процесс активации можно разделить на несколько стадий:

  • Оформление запроса на получение сертификата
    Ввод данных о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, владеющем компаний, а также информации о ТС, на борт которого монтируется устройство.

  • Загрузка введенных сведений в прибор
    Считывание уникальных номеров средства измерения и дополнительного блока.

  • Отправка сформированного запроса и ожидание результата
    Перенаправление сведений для получения официального удостоверения. Переданные запросы хранятся в папке с исходящими сообщениями. Статусы документов проверяются и обновляются автоматически с интервалом проверки в полминуты. Как только появится уведомление о завершении обработки, можно перейти к следующему этапу.

  • Загрузка сертификата в устройство
    Если данные были заполнены верно, статус запроса изменится, уведомив о том, что информация может быть записана на карту. После ввода карты, необходимо подтвердить обработку запроса, активировав запись на носитель. По завершении процедуры идентификатор мастерской вставляется в тахограф для считывания информации. После этого прибор будет считаться активированным.

Навигационный криптографический модуль всегда активируется на юридическое лицо, которое предоставляет услуги в сфере грузовых или пассажирских перевозок. Регистрация на частника невозможна – физическое лицо не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, за исключением случаев регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Как пользоваться тахографом с СКЗИ?

От правильности эксплуатации устройства зависит безопасность участников дорожного движения, перевозимых грузов, а также бюджет и функционирование компании – в случае выявления нарушений, сотрудника, управляющего ТС и предприятие, которому оно принадлежит, подвергнут денежному взысканию.

Поэтому принципиально важно соблюдать порядок действий, предусмотренный при управлении автомобилем с цифровым тахографом и блоком СКЗИ.

 

Что нужно делать?

  • В начале рабочей смены необходимо активировать устройство, вставив в него индивидуальную карту водителя. Сделать это нужно до запуска двигателя и отправления в рейс. Пластиковый носитель вставляется в слот корпуса прибора чипом вверх до характерного щелчка. В этот момент начинается инициализация – на экране появятся данные водителя.

  • По завершении аутентификации, необходимо ввести информацию о маршруте, задав точку начала следования. После этого, можно отправляться в рейс.

  • По прибытии в конечный пункт следования необходимо завершить запись. Для этого следует ввести наименование конечного пункта следования и удалить карту.

В момент остановок для дозаправки или отдыха статус устройства переключается автоматически.

Для выгрузки отчетов из тахографов используется термобумага. Поэтому запасной комплект обязательно должен находиться в салоне автомобиля. Отсутствие возможности печати данных может быть приравнено контролирующими органами к неисправности устройства.

 

управление автомобилем с цифровым тахографом и блоком СКЗИ

 

 

Если ТС не эксплуатируется в рамках коммерческих перевозок на дальние расстояния, оборудование его регистратором параметров движения не требуется. С другой стороны, в таком случае придется доказывать использование транспорта в личных целях. Если имеет место частный извоз, необходимо зарегистрировать ИП и установить контролирующий прибор. В противном случае придется нести штрафные санкции. Поскольку применение тахографов СКЗИ ограничено территориальными границами РФ, при возникновении необходимости совершения даже разовых выездов за границу, лучше устанавливать ЕСТР. Эти средства измерения разрешены законодательством России и одобрены международными сертификатами.

 


Политика конфиденциальности