Как работать с тахографом |
Выберите ваш город +7 (909) 642-03-40

Как работать с тахографом

Цифровой тахограф — самописец, устанавливаемый на борту автомобиля с целью записи всех характеристик его движения, а также соблюдения водителем установленного законодательными нормами режима работы и отдыха во время осуществления перевозки. Запись производится на память внутреннее устройство цифрового тахографа и на специальную карту, выдаваемую водителю.

Важно! Функционирование цифрового тахографа может осуществляться только с картой водителя. Прежде чем приступить к вождению транспортного средства, оснащенного  цифровым тахографом, следует тщательно ознакомиться с правилами его эксплуатации (содержатся в инструкции к тахографу) и с режимом работы и отдыха, который должен соблюдаться водителем в пути.

 

Алгоритм работы с цифровым тахографом на автомобиле

1. Действия, предусмотренные при выходе на смену:

  • Заступая на смену, водитель начинает свои действия со вставления своей персональной карты в слот тахографа (как правило, первый). Чтобы карта была принята устройством, ее следует вставлять в положении «чипом вверх». При этом слышится характерный щелчок, издаваемый замком картоприемника. Если карта водителя вставлена правильно, тахограф считывает ее данные, отображая на дисплее данные владельца карты (ФИО). Если тахограф не начинает работу, проверьте, до конца ли вставлена карта.

  • Если вы уверенны, что вставили карту правильно, но несколько попыток вставления не увенчались успехом (тахограф не «видит» карту или просто выбрасывает ее обратно), возможно карта или тахограф пришли в неисправность. В таком случае следует обратиться в специальную мастерскую по обслуживанию цифровых тахографов или сервисный центр, где установят  причины и устранят неисправность.

  • После того, как карта  вставлена и тахограф начал работать, следующим действием водителя должно быть  введение данных о своем времяпровождении до того, как принял смену (отдыхал (отметить режим отдыха) или был занят на других видах работ (отметить режим работы)).

 

2. Режим движения:

  • После введения всей необходимой информации, водитель может отправляться в путь. В отличие от работы с аналоговым тахографом, на цифровом не приходится выставлять вручную режимы деятельности, все параметры устройство фиксирует автоматически.Хотя в цифровых тахографах самых первых выпусков может требоваться ручная установка режима отдыха (специальная пиктограмма «Кровать»).

  • Режим деятельности на текущий момент отображается на дисплее тахографа. В момент начала движения на мониторе появляется пиктограмма «Руль», обозначающая режим вождения.

 

3. Действия с цифровым тахографом во время отдыха:

Когда водитель останавливает автомобиль с целью отдыха, предусмотренного режимом пребывания в пути, он должен проверить, отображается ли на мониторе режим отдыха. Тахограф должен автоматически перейти в данный режим, при выключении зажигания. Для перехода в режим отдыха вручную, водителю достаточно нажать соответствующую клавишу.

4. Действия с цифровым тахографом в конце смены.

  • Заканчивая смену, водитель должен изъять из тахографа карту водителя. Для этого достаточно просто нажать на соответствующую клавишу тахографа.

Что нужно, чтобы осуществить распечатку информации с цифрового тахографа

 

Неотъемлемым  условием работы цифрового тахографа, соответственно законодательным нормативам, является распечатка данных, записанных тахографом и предоставление их лицам, представляющим контролирующие органы.

Печать осуществляется специальным устройством — термопринтер. Для распечатки данных с цифрового тахографа, используется бумага, обладающая соответствующими свойствами — термобумага.

Термобумага — вид бумаги со специальным покрытием, которое имеет способность менять цвет в точке с повышенной температурой. Термобумага выпускается в рулонах диаметром 25 мм и шириной 57 мм.

Законодательством предусмотренное обязательное наличие термобумаги не только в тахографе, но еще и запасного рулона в кабине. Отсутствие термобумаги не может обеспечить полноценного функционирование тахографа, поэтому приравнивается к его неисправности, и ведет к запрету эксплуатации данного транспортного средства.

Существуют разные виды термобумаги, предназначенные для использования в цифровых тахографах разного типа (Европейского или Российского);

  • Термобумага для тахографов Европейского образца стандартизована под общие требования, в том числе: невосприимчивость к высвечиванию, влагоустойчивость и возможность работы при разных температурах.

Бумагу для европейских тахографов отличает наличие на обратной стороне специальных разметочных линий для удобного заполнения вручную.

  • Термобумага, используемая тахографами российского типа, может несколько отличаться свойствами. Ее характеристики определяются в соответствии с требованиями завода, производящего тахографы.

Правила заправки термопринтера  термобумагой могут отличаться, для разных моделей цифрового тахографа и особенностей конструкции принтера. Это может быть:

  • вставление термобумажного рулона в специальный отсек, открывающийся откинутой крышкой термопринтера, при этом конец рулона должен быть расположен вверх;

  • вставление рулона путем снятия передней части принтера, при этом необходимо следить, чтобы конец рулона был обернут наружу.

Итак, непременными условиями, которые должны выполняться при работе тахографа являются:

  • возможность осуществления печати в любой момент, предусматривающая обязательность исправности термопринтера и наличия в нем термобумаги;

  • владение водителем всеми необходимыми навыками  управления тахографом, в том числе умением распечатать записанных тахографом  данных.

Способы распечатки информации с тахографа могут несколько отличаться, в зависимости от модели устройства. Поэтому, водитель после оснащения транспортного средства новым тахографом должен ознакомиться с его функционалом, в том числе изучить алгоритм распечатки данных.

Помните, что обязательность предоставления данных с тахографа по первому требованию контролирующих органов предусмотрена законом. За полноценную работу тахографа несут ответственность, как организация — владелец транспортного средства, так и его водитель, поэтому, во избежание неприятных последствий, следите за исправностью термопринтера и наличием рабочего и запасного рулона термобумаги. Стоимость термобумаги намного меньше, чем штрафы, которые вам придется уплатить при ее отсутствии.

Алгоритм действий, которые следует предпринять, чтобы распечатать информацию, записанную тахографом

  • Чтобы перенести данных с тахографа на бумагу, следует посредством кнопки «Enter» или «Ok» (определяется моделью устройства) перейти в  меню тахографа. В перечне меню следует найти команду «Печать», которая, как правило, находится в начале действий.

  • Далее вам предстоит выбрать тип распечатываемых данных. Возможные варианты:

  • печать по ТС, предусматривающая  перечень всех действий за определенный период времени, включая смену водителей;

  • печать по вставленной карте водителя выдаст все данные, которые касаются  только этого водителя.

  •  Выбор категории печати в зависимости от требуемых данных:

  • чаще всего поступает запрос по категории «Технические данные», по которому выдаются все технические характеристики;

  • данные по запросу «Работа» предоставляют все сведения о соблюдении водителем (водителями) предусмотренного в дороге режима движения и отдыха,;

  • на запрос «События и ошибки» на бумаге будут предоставлены  все сведения о работе тахографа, включая движение с отключенным  питанием тахографа, его использование без карты водителя и т.д.;

  • при запросе действия «Тахограмма» будут распечатаны данные о скорости ТС на различных участках и другие параметры, характеризующие движение.

  •  При запросе данных о соблюдении режима на дорогах, водитель должен предоставить информацию о запрашиваемой дате (это может быть любой день из последних 28, записанных тахографом).

Перечень сведений, которые наиболее часто запрашиваются для распечатки при осуществлении проверки:

  • Технические показатели транспортного средства, которые сверяются с информацией, содержащейся в калибровочной таблице (такая таблица помещается, как правило, на передней панели ТС при осуществлении калибровки тахографа).

  • Режим работы, который может быть снят и с внутренней памяти тахографа, и со, вставленной в него, карты водителя с последующей их сверкой.  Данная информация поможет определить, сколько  водителей управляли ТС за определенный период и проанализировать соблюдение или нарушение ими установленного режима действий во время пребывания в пути.

  • События и нарушения в работе тахографа, которые помогут определить ошибки в функционировании тахографа, а также невыполнение водителем норм, предписанных законодательными органами (отключение тахографа во время движения, его работа без карты водителя и т.д.).

Чтобы избежать любых недоразумений с инспектирующими органами, водитель должен:

  • ознакомиться с правилами выполнения печати по любому из требований;

  • следить за наличием термобумаги в термопринтере и кабине ТС, вовремя пополнять ее запасы;

  • обладать умением замены термобумаги в термопринтере.

Что делать, если у водителя отсутствует персональная карта водителя для эксплуатации тахографа?

Присутствие карты водителя в специальном устройстве цифрового  тахографа  — обязательное требование, предъявляемое  к эксплуатации тахографа. Отсутствие карты водителя в слоте  тахографа приравнивается к использованию ТС с неисправным тахографом, что запрещено законодательными нормами.

Но что делать, если водитель только устроился на работу и не успел получить карту или карта водителя была утеряна, украдена, пришла в негодность?

В соответствии с  действующим  законодательством, в определенных случаях допускается эксплуатация цифрового тахографа без карты водителя сроком, не превышающем 2-х полных недель (т.е. 14 календарных дней). За это время водитель должен осуществить замену карты. В течение всего срока, когда тахограф функционирует без карты, водителю придется распечатывать данные, записанные тахографом, по окончанию каждой рабочей смены. На распечатке следует указывать ФИО водителя, № и серию паспорта (с обратной стороны).

По этим данным будет выполняться идентификация сведений о соблюдении водителем предписанного режима. По требованию инспектора водитель также предоставляет распечатанную информацию  с тахографа со своей подписью и указанием данных.

В наших представительствах, которые размещены практически во всех регионах РФ, можно заказать карту водителя.

Сколько должно быть термобумаги во время пребывания в пути?

Распечатка данных с тахографа — обязательное условие его работы. Отговорки о невозможности распечатки ввиду отсутствия термобумаги не принимаются. Водитель должен рассчитывать, что во время пребывания в пути, у него могут неоднократно потребовать распечатку данных, причем информация может требоваться за все 28 дней, записанных тахографом. Поэтому термобумага всегда должна быть с запасом, как правило, в кабине водителя должно присутствовать не менее 3-х ее рулонов.

В любом нашем представительстве можно заказать и купить термобумагу для тахографов европейского или российского образца.

Чем закончится поездка с чужой картой водителя?

Цифровой тахограф производит запись абсолютно всех действий на свою внутреннюю память. Поэтому все манипуляции с картами водителя тахографа рано или поздно будут выявлены. За действия подобного рода сам водитель и владелец транспортного средства понесут наказание: возможны штрафные санкции, лишение прав на вождение, отправка ТС на штрафплощадку. Куда проще вовремя заказать и получить карту водителя.

Карта водителя персонификована. На ней содержатся данные о водителе, его фотография и подпись. Никто другой пользоваться этой картой не имеет права!

Политика конфиденциальности